Декларирование пожарной безопасности является важнейшей из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Цель декларирования пожарной безопасности — повышение уровня знаний собственников и иных владельцев объектов защиты в области пожарной безопасности и их ответственности за ее обеспечение
Вступившим в силу в 2009 г. Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон № 123-ФЗ) собственникам объектов защиты (лицам, владеющим ими на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором) (далее — собственник (владелец) объекта защиты) было впервые предоставлено право самостоятельного выбора способа выполнения требований законодательства о пожарной безопасности с учетом безусловного обеспечения безопасности людей и защиты материальных ценностей.
Так, согласно ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184-ФЗ), и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
При этом в случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 184-ФЗ, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Закона № 123-ФЗ, расчет пожарного риска не требуется.
Таким образом, законодатель исходил из того, что собственник (владелец) объекта защиты либо выполняет обязательные нормативные требования и тогда не обязан производить расчет уровня пожарного риска, либо защищает используемый им объект защиты на основе расчетных методов и обеспечивает приемлемый уровень пожарного риска.
Закон № 123-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень обязательных для выполнения требований пожарной безопасности, которые ранее содержались в более чем 2 тыс. различных документах. Сегодня все подлежащие исполнению требования пожарной безопасности компактно изложены в Законе № 123-ФЗ, наряду с которым эту сферу на рекомендательной основе регулируют свыше 10 сводов правил и около 90 государственных стандартов. При этом собственнику (владельцу) объекта защиты нет необходимости изучать все эти документы — достаточно ознакомиться лишь с теми требованиями, которые непосредственно касаются его объекта защиты
Принципиальное отличие Закона № 123-ФЗ от ранее действующих нормативных документов заключается в том, что он предоставляет собственнику (владельцу) объекта защиты право выбора варианта его противопожарной защиты. Тем самым реализуется конституционное право собственника (владельца) рисковать своим имуществом, но при этом не должен быть нанесен ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
До начала действия Закона № 123-ФЗ единственной формой оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности являлся государственный пожарный надзор, осуществляемый в форме проведения плановых и внеплановых проверок.
С 2009 г. к ней добавилось еще восемь, а именно:
1) аккредитация;
2) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
3) декларирование пожарной безопасности;
4) исследования (испытания);
5) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);
6) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
7) производственный контроль;
8) экспертиза.
Важнейшей из перечисленных форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, предусмотренных ст. 144 Закона № 123-ФЗ, является декларирование пожарной безопасности, введенное для повышения уровня ответственности собственника (владельца) объекта защиты в целях обеспечения пожарной безопасности последнего, позволяющее такому собственнику (владельцу) правильно выбрать способ защиты принадлежащего ему объекта защиты от пожара и гарантировать безопасность людей.
Декларирование пожарной безопасности позволяет собственнику (владельцу) объекта защиты самостоятельно оценить, насколько его производство и применяемые технологии безопасны в плане риска возникновения пожара для персонала организации, а также третьих лиц
Институт декларирования пожарной безопасности прежде всего направлен на то, чтобы собственник (владелец) объекта защиты смог сам ответить себе на вопросы о том, что такое пожарная безопасность его объекта защиты и какие требования пожарной безопасности должны соблюдаться именно на нем.
Основной задачей при подаче декларации пожарной безопасности является индивидуальная работа собственника (владельца) объекта защиты по его приведению в надлежащее противопожарное состояние. Составляя декларацию пожарной безопасности, собственник (владелец) объекта защиты не только уведомляет надзорные органы МЧС России о том, что его объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, но и вооружает себя необходимыми знаниями в данной области.
Сегодня, спустя несколько лет после вступления в силу Закона № 123-ФЗ, уже можно говорить о значительном повышении уровня самообразования руководителей организаций в вопросах пожарной безопасности.
ФОРМА И ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Согласно ч. 5 ст. 6 Закона № 123-ФЗ собственник (владелец) объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке в орган государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности — документ, содержащий сведения о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
Пример
Декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления таким многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, — орган управления соответствующим зданием.
Подавая в орган государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности, собственник (владелец) объекта защиты принимает на себя ответственность за обеспечение пожарной безопасности последнего
Собственникам (владельцам) объектов защиты следует учитывать два принципиально важных момента:
1) декларирование пожарной безопасности носит обязательный характер;
2) подача декларации пожарной безопасности не является основанием для отмены надзорных мероприятий на соответствующем объекте защиты.
Следует отметить, что институт декларирования пожарной безопасности не является абсолютно новым изобретением и давно применяется в международной практике.
Подавая декларацию пожарной безопасности в уведомительном порядке, собственник (владелец) объекта защиты, минуя какие-либо согласования с государственными органами, самостоятельно определяет требования, которые ему необходимо выполнить на подведомственном объекте защиты для обеспечения его пожарной безопасности, т. е., иными словами, готовит своего рода инструкцию о мерах пожарной безопасности в отношении конкретной организации.
Декларации пожарной безопасности посвящена ст. 64 Закона № 123-ФЗ, согласно которой она составляется в отношении следующих объектов защиты:
здания (части зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1:
– дошкольные образовательные организации;
– специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные);
– больницы;
– спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций 1;
здания, сооружения, в т. ч. производственные объекты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф1.4 (одноквартирные жилые дома, в т. ч. блокированные)).
При этом необходимо напомнить, что ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) предусматривает проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении любых объектов капитального строительства ( т. е. зданий, строений, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.), кроме нескольких особых категорий таких объектов, включая:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м² и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м², которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами).
Собственникам (владельцам) таких объектов защиты заполнять декларацию пожарной безопасности нет необходимости.
Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности
На практике также часто возникает вопрос о необходимости представления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, встроенно-пристроенных к многоквартирным жилым домам.
В свое время Департамент надзорной деятельности МЧС России рассмотрел соответствующее обращение, касавшееся аптек, встроенно-пристроенных к многоквартирным жилым домам, и пришел к выводу о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности на подобные объекты защиты не составляется.
В отношении сроков представления декларации пожарной безопасности необходимо отметить следующее.
Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона № 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности представляется в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию.
В отношении объектов защиты, уже находившихся в эксплуатации на дату вступления в силу Закона № 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности должна быть представлена не позднее одного года после дня его вступления в силу.
Декларация пожарной безопасности составляется на объект защиты только один раз, однако в случае изменения содержащихся в ней сведений или требований пожарной безопасности декларация пожарной безопасности уточняется (путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации пожарной безопасности и регистрируются в порядке, установленном для ее регистрации) или разрабатывается вновь.
При этом на практике нередко возникает вопрос о том, при какого рода изменениях, произошедших с объектом защиты, его собственник (владелец) обязан разработать новую декларацию пожарной безопасности, а в каких случаях достаточно внести уточнения в действующую.
Пример
Ответ на этот вопрос зависит от степени имевших место изменений — если они незначительные, то достаточно уточнить существующую декларацию пожарной безопасности, а если, например, на месте парикмахерской открылся автосервис (понятно, что к указанным объектам защиты предъявляются совершенно разные требования), то необходимо оформить новую декларацию пожарной безопасности.
Декларация пожарной безопасности на строящийся объект защиты должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора непосредственно перед его вводом в эксплуатацию. При этом декларация пожарной безопасности не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие декларации пожарной безопасности не может быть основанием для отказа введения объекта защиты в эксплуатацию (письма Ростехнадзора от 23.12.2009 № 19- 2-3-7722 , МЧС России от 15.03.2010 № 43-814-19 )
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности установлены приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 (далее — Приказ № 91), в соответствии с которым она разрабатывается и представляется в орган государственного пожарного надзора собственником (владельцем) объекта защиты.
Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. При этом в последнем случае она должна быть подана до момента ввода соответствующего объекта защиты в эксплуатацию.
Приказ № 91 предусматривает несколько способов подачи декларации пожарной безопасности, учитывающих в т. ч. современные технические возможности, предоставляемые Интернетом.
Пример
Она может быть направлена в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) или в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов.
В частности, декларацию пожарной безопасности можно подать через раздел «Подача декларации пожарной безопасности» официального сайта МЧС России 2.
Процесс состоит из восьми шагов, включающих, помимо прочего, последовательный выбор типа объекта защиты для подачи декларации пожарной безопасности, субъекта РФ, на территории которого тот расположен, принадлежности объекта защиты (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и указание индивидуальных сведений об объекте защиты и его собственнике (владельце).
Пример
В случае если собственником (владельцем) объекта защиты является юридическое лицо, требуется указать:
• организационно-правовую форму;
• основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
• фирменное наименование объекта защиты;
• полное наименование объекта защиты;
• сокращенное наименование объекта защиты (при наличии);
• идентификационный номер налогоплательщика;
• функциональное назначение объекта защиты;
• контактные данные (электронный адрес, телефон, факс);
• сведения о лице, которому принадлежит объект защиты (адрес местонахождения);
• сведения о разработчике декларации пожарной безопасности (фамилия, инициалы и должность, а также дата разработки декларации пожарной безопасности).
При этом возможность представления декларации пожарной безопасности традиционным способом — на бумажном носителе (в этом случае необходимо оформление двух экземпляров) посредством ее передачи из рук в руки либо направления по почте также сохраняется.
(Продолжение следует)
1 Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности установлена в ст. 32 Закона № 123-ФЗ.
2 http://www.mchs.gov.ru/activities/Licenzirovanie/gosuslugi/deklarirovanie_p_b/firedecloratin
С.А. Лысиков, полковник внутренней службы, зам. нач. Главного управления МЧС России по г. Москве – нач. Управления надзорной деятельности и профилактической работы
Источник: ssot.mcfr.ru
Нет комментариев
Добавить комментарий