1. Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.
Существует два вида проверок: плановые и внеплановые.
Плановые проверки должны проводиться по предварительно утвержденному графику, с предварительным информированием за три рабочих дня. При внеплановой проверке обязаны уведомить за сутки до них с уведомлением прокуратуры.
По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Основанием для поведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
- поступление заявлений о фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внимание!
О проведении проверок можно узнать воспользовавшись нашим веб-сервисом Проверить себя в реестре плановых проверок
2. При прибытии в организацию для проверки инспектор обязан:
- предъявить служебное удостоверение;
- ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
- вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.
Инспектора ГПН имеют право осуществлять надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.
Инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
3. Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:
- наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности и о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность по организации, по структурным подразделениям;
- наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации);
- наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки);
- наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения);
- ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия;
- наличие инструкции по пожарной безопасности;
- наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности;
- наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки);
- наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода);
- обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне;
- наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стеллажей и т.п;
- состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов).
- протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
- наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
- наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
- договор на обслуживание электросетей;
- наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
- наличие времянок;
- наличие скруток в проводах;
- наличие некалиброванных плавких вставок;
- наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
- пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи;
- наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами;
- наличие табличек на дверях с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану;
- при наличие противопожарных дверей – сертификат на них.
4. По итогам проверки составляется акт.
В нем указывается:
- дата, место и время составления акта проверки;
- наименование органа контроля (надзора);
- номер и дата распоряжения либо приказа о проведении проверки;
- ФИО и должности должностного лица, проводивших проверку;
- наименование проверяемого юридического лица (частного предпринимателя), ФИО и должность начальника, иного должностного лица либо уполномоченного представителя юрлица (ИП), находившихся при проведении проверки;
- дата, время, место и продолжительность проведения проверки;
- сведения об итогах проверки, в том числе о выявленных нарушениях необходимых требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки начальника, иного должностного лица либо уполномоченного представителя юрлица (ИП), находившихся при проведении проверки;
- о наличии их автографов либо об отказе от совершения подписи, и вдобавок сведения о внесении в издание учета испытаний записи о совершённой проверке или о невозможности внесения таковой записи в связи с отсутствием у юрлица (ИП) указанного издания;
- подписи должностного лица, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются, в том числе:
- объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
- предписания об устранении нарушений или предписания по устранению несоответствия.
По окончании проверки инспектор делает запись в «Журнале учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля».
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Внимание!
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:
- проверять выполнение требований установленных правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора);
- проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
- проверять выполнение требований установленных правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- осуществлять плановую или внеплановую проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
В случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо вправе в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля письменные возражения и приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность.
Нет комментариев
Добавить комментарий